В.Н. Шестакова
Смоленская медицинская академия
Г.П. Лукина, Ж.Г. Чижова
Смоленский педагогический университет
О.В. Молотков
Смоленская медицинская академия, Смоленск

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ПРИ РАННЕЙ ШКОЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Обучение в школе является важным периодом не только в образовании и формировании личности, но и в становлении здоровья учащихся. Доказано, что к началу обучения в школе изменяются условия существования ребенка. Он подвергается активному воздействию новых факторов внешней среды. При этом происходит мобилизация ресурсов организма для перестройки его деятельности в условиях изменившейся обстановки. Адаптация в школе далеко не у всех детей протекает легко и безболезненно. С одной стороны это может быть показателем недостаточного функционирования резерва у отдельных детей, а с другой – свидетельствует о чрезмерной силе воздействия нового фактора и его несоответствие адаптационным возможностям ребенка. Большая школьная нагрузка приводит к резкому снижению физической и умственной работоспособности, выраженному переутомлению, перенапряжению функциональных систем, к снижению компенсаторно-приспособительных организмов и как следствие к возникновению функциональных или органических поражений. Особенно это касается образовательных учреждений с профильным обучением, так как в этих учреждениях не всегда учебная деятельность соответствует особенностям развития и состоянию здоровья учащихся. Профильное обучение нередко сводится лишь к углублению образования и увеличению нагрузки без надлежащих гигиенических научно-обоснованных изменений образовательных технологий.
Нами обследовано 4250 детей. Из них было выделено 400 детей, которые обучались в прогимназических группах и 500 – по традиционной программе. Дети проживали в одном районе, в одинаковых экологических условиях. Углубленное обследование в первой группе выполнено у 240 школьников (девочек 140 (58,3%), мальчиков 100 (41,7%)), в контрольной группе – у 40 детей (из 500).
В зависимости от формы специализации выделена 1 группа наблюдения – дети имели интенсивную интеллектуальную нагрузку, 2 группа наблюдения – творческий уклон (музыканты, художники, занятия иностранным языком) и 3 группа наблюдения – повышенная двигательная стимуляция (физическое воспитание и хореография).
Установлено, что дошкольники с ранней школьной специализацией, обучавшиеся в прогимназических группах, имели нарушения здоровья в 1,2 раз чаще, чем дети, которые посещали обычные детские дошкольные учреждения. Среди этого контингента детей по первой группе здоровья наблюдалось 14,4% детей, по II группе здоровья – 60,0% , по III группе – 25,4% дошкольников. У данной категории детей до 3 летнего возраста превалировали нарушения центральной нервной системы (18,4%) и желудочно-кишечного тракта (13,9%), до 5 лет – доминировали заболевания центральной нервной системы (19,7%) и органов дыхания (15,8%), до 6 лет – поражения сердечно сосудистой (32,0 %), костно-мышечной систем (30,6%), а также органов зрения (26,2%).
Дети, имевшие раннюю школьную специализацию, уже при поступлении в школу имели чаще поражения костно-мышечной системы (29,5% – первая группа наблюдения, 27,7% – вторая группа наблюдения, 25,0% – третья группа наблюдения против 10,0% – контрольная группа наблюдения), желудочно-кишечного тракта (24,3%, 16,9%, 11,2% против 5,0%, соответственно, р<0,05), центральной нервной системы (12,8%, 12,3%, 12,5% против 7,5%, соответственно) и ЛОР (12,8%, 9,2%, 11,2% против 5,0%, соответственно) органов, что требовало индивидуального подхода к профилактическим мероприятиям в прогимназических группах.
Анализ структуры физического развития показал, что в дошкольном периоде проявляется тенденция к дисгармоничному физическому развитию.
Перед школой у детей из прогимназических групп дисгармоничное физическое развитие встречалось в 37,6%, у дошкольников из традиционных ДДУ – 27,3%, (р<0,05). Дисгармоничность была обусловлена как дефицитом массы тела 1 (16,6%) и 2 степени (10,7%), так и избытком (12,0%). Преимущественно это были дети, имеющие хронические заболевания.
Уменьшение числа гармонично развитых детей говорит о негативном влиянии учебного процесса на здоровье ребенка, что требует пересмотра набора детей в прогимназические группы и улучшения профилактических мероприятий. Доказано, что дисгармоничность является предрасполагающим фактором к возникновению дисинхроноза в функционировании ряда систем, особенно в условиях неадекватного режима питания, быта и деятельности. А гармоничность физического развития отражает нарастание силы и выносливости, расширение адаптационных возможностей, адекватности реакций поведения. Следует подчеркнуть, что при поступлении в школу дети из прогимназических групп, имели высокую школьную готовность, хорошую мотивацию к учебному процессу. У 14,3 % первоклассников отмечалось высокое общее умственное развитие, у 17,0 % выше среднего и у 68,7 % среднее, что достоверно выше, чем в контрольной группе наблюдения (р< 0,05).
В процессе первого года обучения у детей с ранней специализацией школьная адаптация сопровождалась умеренным психоэмоциональным напряжением, проявляясь снижением адаптационных возможностей при стрессовой ситуации и повышением уровня функционирования элементарной биосистемы.
Наблюдение за детьми на 2 году обучения показало увеличение оптимального уровня адаптации до 10,0% во всех исследовательских группах. У детей экспериментальных классов стадия истощения уменьшилась в 2 раза, особенно в классах с повышенной физической нагрузкой (с 48,9% до 25,4% и творческим уклоном с 36,6% до 19,3%). В группе школьников, обучавшихся по традиционной программе, стадия истощения оставалась без динамики (12,5%), но увеличилось количество детей, имевших стадию напряжения (с 22,5 до 30,0%). Такая динамика, вероятно, свидетельствует о завершение адаптации ребенка к учебному процессу.
В третьем классе отмечается дезадаптация: проявляется снижение работоспособности (у 33,7% школьников – первая группа наблюдения, 23,4% – вторая группа, 16,5% – третья группа наблюдения): сонливость, снижение остроты зрения, головная боль, эмоциональная раздражительность, затруднение процессов сосредоточения, низкие показатели неспецифических факторов защиты. Оптимальный уровень адаптации снизился до 4,7%, стадия напряжения – до 0,0%, повышение стадии резистентности – 63,5% и стадия истощения – 31,8%, тогда как физиологический уровень этих показателей 20,0%, 40,0%, 30,0% и 10,0% соответственно.
В начальной школе благополучное течение адаптации характеризуется хорошей успеваемостью (56,5%, 68,7%, 77,0%, и 62,5% соостветственно), отсутствием или малой выраженностью невротических реакций (18,0%, 15,3%, 12,7% и 10,4%, соответственно), временными изменениями эмоционального статуса (24,0%, 18,4%, 15,5% и 11,6%, соответственно).
Замедленное течение адаптации сопровождалось в 40,0% хорошей или 56,0% случаев посредственной успеваемостью, невротическими реакциями (39,4, 27,7%, 23,5% и 20,2%, соответственно), продолжительными изменениями эмоционального тонуса (32,0%, 27,6%, 23,5 и 20,2%) и стойкими функциональными нарушениями (20,0%, 18,4%, 15,5% и 11,3%), отклонением в соматическом здоровье (39,6%, 32,5%, 24,3% и 19,8%).
При неблагоприятном течении адаптации у школьников наблюдалась плохая успеваемость (71,0%), упорные невротические реакции (48,0%), стойкие нарушения эмоционального тонуса (34,0%) и физиологических параметров (30,0%), более грубые отклонения соматического здоровья (48,0%). Ярко это проявлялось у детей, которые имели интенсивные интеллектуальные нагрузки (42,0%) и менее выражены были в группе детей, которые обучались в классах физического профиля (12,0%). У 1/3 учащихся появлялись нарушения самооценки, межличностных отношений, эмоциональный дискомфорт, неуспеваемость в учебной деятельности, то есть страдала как физиологическая, так и психологическая адаптация, которая требовала немедленной коррекции.
Причины возникновения психологической дезадаптации у учащихся экспериментальных классов и традиционного профиля одинаковы. Для детей, обучавшихся по традиционной программе, основными причинами академической дезадаптации являлись: дисгармоничные семейные отношения (45,0%), нарушения семейного воспитания (35,0%), проекция проблем родителей на детей (32,0%), низкие темпы морфофункционального созревания (15,0%). Для дезадаптации у детей с ранней школьной специализацией выше приведенные причины играли меньшую роль. Наиболее значимыми для них были негативные установки учителя (50,0%), жесткие дисциплинарные требования (42,0%),, система оценок (100,0%), избыток отрицательного внимания со стороны учителя (21,0%) и проекция многих проблем учителя на школьника (21,0%).
Следует отметить, что дети с ранней школьной специализацией, обучавшиеся в классах с творческим уклоном, достоверно чаще имели вредные привычки, были подвержены конфликтным ситуациям, мало активны в общении. Дети, обучавшиеся в классах с интеллектуальной нагрузкой, чаще испытывали чувство страха, высокую тревожность, эмоциональную неустойчивость, имели заниженную самооценку. Дети из классов с повышенной физической нагрузкой реже успевали в школьном процессе, были более невнимательны на уроке, затруднялись при изложении материала, не проявляли заинтересованности в хорошей оценке, имели завышенную самооценку, что требовало индивидуального подхода и медико-психолого-педагогического сопровождения.
У детей с ранней специализацией нарушения психоэмоциональной сферы более выражены, особенно у школьников, которые испытывали усиленные интеллектуальные нагрузки. У них оптимальный уровень адаптации достоверно ниже, чем у школьников, обучавшихся по традиционным программам (р<0,05).
Наши исследования показали неравномерность развития адаптационного процесса на различных возрастных этапах у детей с различными нагрузками, что важно учитывать при составлении школьных программ и проведении профилактических и коррекционных мероприятий.
Обращало на себя внимание, что у детей, обучавшихся в классах с физической нагрузкой, показатели жизненной емкости легких в 1,2 раза больше, чем у детей с повышенной интеллектуальной нагрузкой и творческим уклоном. Дисгармоничное развитие в 1,5 раза чаще встречалось у детей, которые имели более интенсивные интеллектуальные нагрузки и в 2,3 раза реже у школьников с физическим уклоном.
Необходимо отметить, что дети, имевшие интеллектуальные нагрузки, в 1,5 раза чаще формировали заболевания сердечно-сосудистой системы (40,5%), желудочно-кишечного тракта (36,7%), центральной нервной системы (22,7%) и органов зрения (17,7%). Школьники с творческим уклоном в 1,6 раза чаще страдали нарушениями костно-мышечной системы (44,6%), органов дыхания (36,9%). Учащиеся, имевшие физические нагрузки в 1,3 раза чаще приобретали поражения центральной нервной системы (27,5%), ЛОР органов (21,2%), зрения (20,0%) и почек (16,2%), чем дети, обучавшиеся по традиционной программе.
Обращало на себя внимание то, что по мере обучения в школе возрастает частота нарушений соматических заболеваний, чем интенсивнее нагрузки, тем чаще формируется сочетанная соматическая патология. Нарушение соматического компонента здоровья у детей с ранней школьной специализацией выявлялось в более ранние сроки (во втором классе), в то время как у детей без ранней специализации, достоверно позднее (при переходе на много предметное обучение). Формирование хронической патологии происходило более медленно у детей, имевших раннюю специализацию, связанную с физическими нагрузками (р<0,001). Установлено, что хронические заболевания достоверно чаще встречались у девочек, а функциональные нарушения у мальчиков, что важно учитывать при диспансерном наблюдении (р>0,05). Это свидетельствует о том, что в дошкольном возрасте формирования патологии связано с половой принадлежностью ребенка и дополнительной нагрузкой.
Следует подчеркнуть, что независимо от специализированности нагрузок у детей из прогимназических групп в период обучения в начальной школе нарушения состояния здоровья идентичны. Первоначально происходит нарушение психологического компонента здоровья, в последующем физического, соматического, психического, социального соответственно, но частота встречаемости их связана с профилем обучения. Чем интенсивнее интеллектуальные нагрузки, тем чаще возникают нарушения психологического и соматического компонентов здоровья, чем выше физические нагрузки, тем чаще проявляются нарушения соматического и физического здоровья. У детей с творческим уклоном чаще возникают нарушения психического и социального компонентов здоровья.
Отмечено, что ранними клиническими признаками потери здоровья у детей со школьной специализацией являются психоэмоциональные нарушения, снижение функциональных резервов и факторов защиты, что следует рассматривать как показания к осмотру школьников с участием узких специалистов, привлечению психологов, социальных работников.
Следовательно, детям с ранней специализацией необходимо динамичное медико-психолого-педагогическое сопровождение, начиная с прогимназических групп и продолжая в период школьного обучения. Этим детям при оформлении в прогимназические группы разного профиля необходимо проводить оценку не только состояния здоровья, уровня физического, нервно психического развития и индивидуальной наклонности, но и комплекса факторов негативно влияющих на морфофункциональные возможности ребенка. Ребятам с максимальным, высоким, умеренным риском морфофункциональных отклонений необходимо динамичное медико-психолого-педагогическое сопровождение, начиная с прогимназических групп, а детям с низким и минимальным риском необходимо наблюдение психолога и педагога в процессе обучения в школе. Дети из специализированных классов с хроническими, функциональными нарушениями должны получать индивидуально и регулярно лечебно-оздоровительные мероприятия в процессе школьного обучения.

Литература:
1. Баранов А. А., Щеплягина Л. А. Здоровье детей на пороге XXI века: пути решения
проблемы // Педиатрия. – 2001. – Т. 8., № 18. – С. 737-740.
2. Беляшина Н.О. прогнозирование и профилактика нарушений здоровья младших школьников, обучавшихся по экспериментальным программам: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Иванова, 1998.—20 с.
3. Жданова Л. А. Обоснование программы профилактической помощи детям в переломные периоды обучения / Л. А. Жданова, Т. В. Русова и др. // Укрепление здоровья в школе. Тезисы докладов Всероссийской науч.-практ. конф. – Казань, 2000. -С. 29.
4. Жданова Л.А., Филькина О.М., Шанина Т.Г. и др. Особенности здоровья подростков 15 лет, обучающихся в различных условиях (школе, техникуме, ПТУ) // Охрана здоровья семьи: Сб. научных трудов. Иваново. – 1996. – с. 222.
5. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка /Под ред. Профессора, д.м.н. В.Н. Шестаковой. Смоленск, 2003.-591 с.
6. Куинджи Н. Н. Здоровье сберегающие технологии в работе учителя / Н. Н. Куинджи // Укрепление здоровья в школе: Тезисы докладов Всероссийской науч.- практ. конф. – Казань, 2000.- С. 42-43.
7. Куинджи Н.Н., Степанова М.И .Гигиеническая характеристика современных форм обучения //Российский педиатрический журнал.— 2004. ~ №2.~ С. 58-61.
8. Куинджи Н. Н., Поленова М. А. Влияние школы на состояние здоровья и формирование репродуктивной функции девочек // Школа здоровья. – 1995. – Т. 2, № 4. – С. 54-65.
9. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения – среда обитания».—2003. -316 с.
Ю.Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. /Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. – М., 2000. – 149 с.
11. Кучма В.Р. Показатели здоровья детей и подростков в современной системе социально-гигиенического мониторинга //Гигиена и санитария,—.2004.—№ 6.— С.14-16.
12. Мякишева Т. В. Адаптационные возможности детей 1-3 групп здоровья, проживающих в одном из микрорайонов г. Смоленска в зависимости от пола, возраста и соматотипа // Сборник научных трудов « Физическая культура – фактор укрепления здоровья, профилактики и лечения заболеваний». – Смоленск. – 1996. – С. 221-222.
13. Сердюковская Г.Н., Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков /Руководство для санитарных врачей. – М.: Медицина, 1986. – 496 с.
14. Сухарева Л. М., Куинджи Н. Н. Особенности формирования репродуктивного потенциала у современных школьниц // Российский педиатрический журнал. – 1998. -№1. -С. 14-18.
15. Шестакова В. Н. Динамика состояния здоровья школьников в зависимости от форм обучения /В. Н. Шестакова // Российский педиатрический журнал.- 1998.- №5.- С. 30-33.
16. Щеплягина Л.А., Сухарева Л.М., Ильин А.Г. и др. Пути совершенствования медицинской помощи подросткам //Российский педиатрический журнал. – 1998. – №1.-С. 18-20.

Поликлиника № 1 2006 (стр. 20)